Закрыть ... [X]


  • Закрыть ... [X]

    Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

    Игра «Поиграем в сказку»

    Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

    - Кто сидел на моем стуле?

    - Кто ел из моей чашки?

    - Кто спал в моей постели?

    - Кто же был в нашем доме? И т.п.

    Игра «Похоже - не похоже»

    Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

    Мак-бак-так-банан

    Сом-ком-индюк-дом

    Лимон-вагон-кот-бутон

    Мак-бак-веник-рак

    Совок-гном-венок-каток

    Пятка-ватка-лимон-кадка

    Ветка-диван-клетка-сетка

    Каток-дом-моток-поток

    Игра «Повтори»

    Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

    Мак-бак-так

    Ток-тук-так

    Бык-бак-бок

    Дам-дом-дым

    Ком-дом-гном

    моток-каток-поток

    батон-бутон-бетон

    будка-дудка-утка

    натка-ватка-ветка

    клетка-плетка пленка

    Игра «Поймай звук»

    Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).

    Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

    А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А

    Игра «Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»

    Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

    Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)

    Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

    Игра «Замкни цепочку»

    Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.

    Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, т.е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с картинки, помеченной специальным значком.

    Игра «Каждому звуку свою комнату»

    Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

    Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате.

    Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, т.е. такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибках. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

    Игра «Составь слово»

    Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.

    Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению.

    Игра «Из слогов - предложение»

    Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.

    Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.

    Игра «Испорченный телефон»

    Цель: развивать у детей слуховое внимание.

    Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

    Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

    Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.


    Источник: https://kopilkaurokov.ru/logopediya/prochee/ighry_dlia_razvitiia_fonietiko_foniematichieskoi_storony_riechi


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:



    Похожие новости


    Открытки своими руками скрап
    Схема вязание женского свитера
    Украшение газетных трубочек
    Схемы вышивки зигигу и мастер-класс
    Вязание для малы
    Вышивка винкс крестом
    Точечная роспись по коже


    Испорченный телефон – игра на развитие фонематического слуха
    Испорченный телефон – игра на развитие фонематического слуха


    Испорченный телефон игра на развитие фонематического слуха КАРАКУЛИ
    Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи - логопедия, прочее



    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ